О школьной форме...


статья газеты "ЛИК"



Нынешний сентябрь ознаменовался тем, что в новом учебном году ученики будут "при параде" - наденут школьную форму. Сколько споров, волнений, переживаний было по этому поводу. Судите сами:

Тема формы, возможно, одна из самых часто затрагиваемых тем не только в гимназии, но и в других школах города. Она вся окутана пеленой сплетен и недомолвок. Чего же на самом деле хотят от нас, бедных школьников? Увы, на этот вопрос затрудняемся ответить и мы. В разных источниках представлена разная информация: по одним данным, решение вводить или не вводить форму принимает каждая школа отдельно, по другим - в каждом классе может быть своя форма. Как вам это нравится? Лично мы совершенно запутались!

Ну ладно, хорошо, если уж решили вводить форму - пусть вводят. Но зачем же абсолютно одинаковую для всех? Это одна из самых главных причин, по которым ученики не поддерживают введение школьной формы. К тому же, многие родители также против формы; некоторые из них до сих пор с ужасом вспоминают, как им приходилось носить ее!

Но только отдельные учителя согласны с мнением большинства учеников и родителей. Остальные же считают, что форма устраняет неравенство среди школьников, отличает учеников одной школы от учеников другой, позволяет обратить внимание учащихся на совершенствование своего внутреннего мира, дисциплинирует их и готовит к будущей жизни. Но некоторые из учителей все же полагают, что достаточно ограничиться введением определенного элемента одежды с изображением эмблемы гимназии.

Мнения учеников также разделились:
В. Некрич, 9 Б: "Мне форма нравится - не нужно покупать одежду для школы".
К. Нестеренко, Н. Стешенко, 9 Г: "Лучше ввести форму, чтобы не было различий между учениками. Но предложенные виды форм нам не нравятся!"
Д. Гедугова, Т. Мишенева, 9 А: "Мы категорически против формы!!!"
Е. Стрепетова, 10 В: "Я отношусь к форме положительно, давно хочу, чтобы ее ввели, но цвет и фасон хочу выбрать сама"
А. Селиверстова, 8 В: "Я против формы, так как все будут похожими друг на друга!"
Н.К., 7 В: "Я не хочу, чтобы ввели форму, но это, к сожалению, уже нельзя изменить!"

Вопрос о введении формы можно обсуждать бесконечно, но это ничего не изменит.

Самый оптимальный вариант, по нашему мнению, хотя бы светлый верх, темный низ, а возможная длина юбок и рукавов пусть будут строго определена. И пусть сами ученики в соответствии со своей фигурой, вкусами и установленными критериями решают, будет это костюм-тройка или просто блузка и юбка, брюки и рубашка или пиджак и галстук-бабочка. К тому же невозможно подобрать цвет, который будет подходить всем, поэтому лучше установить определенную гамму цветов, которая будет удовлетворять каждого. И в заключение, постоянное ношение формы лишает человека индивидуальности и заставляет воспринимать себя не как отдельную личность, а как часть коллектива!

Екатерина Староверова, Алиса Макаренко, 9 Б.

Школьная форма не лишает индивидуальности

Комментарий Александра Андреевича Калкаева,
директора гимназии № 10 ЛИК

Решение о введении школьной формы принималось на последней конференции родителей, состоявшейся в апреле текущего года. Это - ответ на первый вопрос авторов статьи. А по поводу того, "что хотят" от вас "бедных школьников", то слово "бедный" как раз и решает вопрос о введении школьной формы в учебном заведении. Есть семьи, не имеющие материального достатка, а есть и высокообеспеченные. Естественно, по внешнему виду это очень заметно.

Сейчас культура ношения одежды учащимися вообще превратилась в демонстрацию безвкусно подобранных ее элементов. Например, белая кофта, красивая, отделанная кружевами, богатым шитьем или люрексом одевается со спортивными джинсами и с ужасными, поношенными, порой грязными кроссовками. Человек, имеющий такой внешний вид, не может быть принят в сколь-нибудь уважающем себя культурном обществе.

Вот почему, наглядевшись на пестроту одежды, нередко яркой, броской, разных цветов и оттенков - от ярко-желтого до ярко-красного - различной длины, с кричащей бижутерией, мы, педагоги, задумались о введении школьной формы в гимназии. Губернатор Ставропольского края А.Л. Черногоров на коллегии Министерства образования Ставропольского края и на августовском педсовете педагогов края в августе 2004 года объявил свое решение о введении формы во всех школах Ставрополья с сентября 2004 года. Не секрет, что в отдельных школах происходили из ряда вон выходящие события, когда учащиеся буквально выгоняли не просто из класса, а и из школы детей, одетых беднее, чем большинство. Такие жалобы поступали к губернатору Черногорову. На основании этих жалоб, претензий и было принято решение о введении школьной формы, чтобы материальное неравенство не проявлялось таким антагонистическим способом.

Зачем нужна форма "абсолютно одинаковая для всех"? Форма она и есть форма, если ее, одинаковую, носят все. А если каждый класс будет иметь свою форму, свой тип одежды, то будет та же пестрота, от которой решили отказаться.

Вы пишите: "... достаточно ограничиться введением определенного элемента с изображением эмблемы гимназии". Это тоже не является школьной формой: значок, шарф, или галстук невозможно надеть на свитер или джемпер, пуловер, которые дети носят зимой.

Вот почему, обобщив все эти факты и вопросы, волнующие вас, учащихся, мы убедились, что нужно выбрать такую ткань, которая действительно подходила каждому ученику по своему нейтральному классическому цвету. Ведь девочки - авторы статьи, занимающиеся по технологии у Галины Прокофьевны, знают, что цвета серый, черный и их оттенки - абсолютно нейтральны и подходят любому человеку. Поэтому для нашей формы подобран темно-серый цвет. Причем в комплект школьной формы входит пять элементов, стоимостью от 800 руб., потому что шьется на фабрике. Пошив же тройки, четверки в мастерских обходится в 1,5-2 тысячи рублей. Так что в вопросе - как одеть ребенка к школе - каждая семья сможет решить свою материальную проблему с наименьшими затратами.

Теперь по поводу утверждения, что "все будут похожими друг на друга". Похожими люди никогда не будут, потому что у каждого своя культура ношения одежды, своя культура общения и культура умственного развития. Да и физические данные у всех разные: рост, форма лица, волосы, комплекция и т.д.

Девочки ссылаются на мнение некоторых родителей, которые "с ужасом до сих пор вспоминают" школьную форму старого образца. Да, она была неудобна, коричневого цвета, фартук черный, из шерсти или штапеля и в ней было жарко. В комплект новой формы входят брюки, пиджак, юбка, жилет, блузка. В зависимости от сезона и погоды можно надевать или брюки, или юбку с жилетом и пиджаком.

А вот идея: "...ношение формы лишает человека индивидуальности" - надуманная. Дорогие ребята, лишить человека индивидуальности может только сам человек, когда эта индивидуальность - интеллектуальная и культурная - уничтожена. Варьируя части комплекта школьной формы: брюки, юбки, жилеты, кофты (кстати, блузки для девочек и рубашки для мальчиков только двух цветов - белые и сине-голубые) - будете только подчеркивать свою индивидуальность.

Вопрос о ношении школьной формы является решенным, и обсуждать его больше не стоит. А с сентября мы будем это требовать со всех учащихся, кроме нынешних одиннадцатиклассников. Но если кто-то из них захочет приобрести форму, мы будем только приветствовать.