Подводим итоги III городской научной конференции школьников


Наступило время, когда учебный процесс в школе должен быть трансформирован в образовательный. При этом одной из важнейших проблем стало обеспечение влияния изучаемого материала на ум и душу каждого ученика, его индивидуальное развитие, реализация его индивидуальных потребностей.

Путь решения такой серьёзной проблемы - привлечение каждого школьника к самостоятельной целесообразной деятельности в соответствующих областях знаний. Реальный способ достижения этого - использование проектно-исследовательской технологии в образовательном процессе.

23 марта 2004 года в третий раз двери гимназии № 9 гостеприимно распахнулись для участников городской научно-практической конференции школьников. 150 умников и умниц города Невинномысска представили свои работы на заочный этап конференции. Экспертный совет конференции отмечает, что общий уровень работ очень хороший и заметно превзошел уровень работ, представленных в прошлом году. Лауреатами конференции стало 78 участников, они были награждены дипломами I, II и III степени.

Участники конференции, блестяще представившие свои работы на очной защите, были награждены Почетными грамотами (21 человек). Таким образом, призерами конференции стало 2/3 участников.

По традиции на конференции работало 13 секций, самыми многочисленными были: русский язык, литература; история, краеведение; астрономия и физика. В этом учебном году, впервые, обязательным условием стало присутствие на очной защите руководителей исследовательских работ, что придало уверенности участникам конференции и повысило уровень защиты. Кроме того, педагоги имели возможность задать свои вопросы экспертному совету (жюри конференции). В свою очередь председатели жюри высказали свое мнение по качеству работ. Получился полезный конструктивный диалог.

Основные ошибки, допущенные при подготовке исследовательских работ:

  1. У некоторых авторов и их руководителей сохраняется стремление давать работам, посвящённым сугубо конкретным вопросам, глобальные названия. Казалось бы, это чисто техническая проблема, однако таким образом дети вместо точных высказываний приучаются к болтовне. Например, вместо "Прорастание фасоли при воздействии музыки разного характера" - "Звук и его влияние на живые организмы". Вместо "Значение витаминов..." - "Химия живого организма" и т.п.

  2. Следующая хроническая болезнь - гибриды самостоятельного исследования и реферата, то есть теоретические данные превалируют над самостоятельным исследованием. Иногда работы носят чисто реферативный характер, причем, голая констатация факта без анализа, сравнения и самостоятельных выводов.

  3. Чисто технические ошибки: не выдерживаются правила оформления работ, работы не вычитываются, допускаются опечатки, орфографические и стилистические ошибки.

Исходя из вышеизложенного, отдел образования планирует продолжение семинарских занятий, направленных на повышение квалификации педагогов по освоению проектно-исследовательской технологии в образовательном процессе.

Проанализировав итоги работы конференции за прошедшие 3 года, мы выявили лидеров использования проектно-исследовательской технологии в образовательном процессе - это лицей № 6, гимназии № 9, 10, СОШ №12, 18, 20.

В этом году впервые в конференции приняли участие учащиеся лицея №1. Надеемся, что им было интересно и полезно участие в конференции, ждем их с новыми проектами на будущий год.

Отдел образования выражает благодарность администрации гимназии №9 за большую организационную работу при подготовке и проведении конференции.

Считаем, что проектно-исследовательская деятельность одна из передовых и перспективных педагогических технологий и надеемся, что в нашем городе движение юных исследователей будет расти и развиваться.

С.В. Гребенникова, методист ИМДК