Под ценностью мы понимаем значимость объектов и субъектов окружающего мира для человека, определяющую их вовлеченность в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.
Под ценностной ориентацией мы понимаем избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении.
Базовые ценности гимназии:
- Жизнь человека - форма изменения (движения) открытой биосоциальной самоорганизующейся гуманитарной системы "Человек", для которой характерны процессы роста, развития и др.;
- Свобода личности - способность человека поступать в соответствии со своими желаниями, интересами, возможностями и целями. Свободное саморазвитие в образовании на основе индивидуально-типологических характеристик и самоопределения личности. Самовыражение и самосовершенствование. Реализация степеней свободы (видов деятельности) на основе собственного выбора;
- Собственность - форма присвоения материальных и духовных благ, создаваемых или приобретаемых положительной деятельностью человека или передаваемых ему по закону, право владения ими.
Принятие и проявление ценностей в повседневной жизни образовательного учреждения позволит закрепить культурные образцы поведения, общения, отношений и совместной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса. Выбор ценностей рассматривается нами как культурные основания (в широком смысле) реализации настоящей концепции.
Социокультурные ценности гимназии:
- Личность человека - основная ценность, цель и результат гуманитарной системы гимназии. Определяется в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют культурно-нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него и окружающих;
- Интеллект - комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре. Способность мышления и рационального познания;
- Культура - культура как гуманитарная система, имеющая подсистемы: наука, образование, искусство и др. Культура как общение личностей. Культура деятельности. Культура мышления. Филологическая культура (языковая, риторическая), этическая. Политическая культура. Эстетико-художественная культура. Психологическая культура. Культура духовная. Физическая культура;
- Жизнетворчество - процесс вариативного, оригинального конструирования и реализации собственной, глубоко индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности. Жизнетворчество является новой педагогической позицией в создании локальной образовательной среды гимназии № 10 ЛИК для интеллектуально одаренных детей;
- Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека. Совокупность только ему присущих особенностей;
- Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности;
- Интеллигентность - современная высокого уровня образованность и духовность. Разносторонняя развитость и творческая активность;
- Демократичность - образ жизни, основанный на уважении, признании и соблюдении прав человека, умении достигать и соблюдать правила социального договора. Равноправие субъектов образовательного процесса, форм и средств самореализации, самоопределения и самоуправления личности;
- Любовь - глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею, сила духовного восхождения;
- Добро - наиболее общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительную нравственную ценность, противоположность злу;
- Красота - совокупность качеств, которые доставляют наслаждение взору, слуху, все красивое, прекрасное;
- Труд - основа бытия, целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей
Личность, интеллект, культура и жизнетворчество являются системообразующими ценностями гимназии.
Все вышеизложенное не претендует на полноту изложения, более того, предложенные идеи, принципы, основания и предпосылки организации целостного образовательного процесса должны постоянно обогащаться, в противном случае наступает момент жесткого закрепления, от чего может прекратиться поступательный, динамичный процесс развития и совершенствования гуманитарной педагогической системы гимназии.
|